Innovative activity of Tatarstan organizations: ranking assessment of the region's position
Shalaeva L.V.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Russia
Download PDF | Downloads: 44
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 2 (February 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50369219
Abstract:
The activity and performance of innovation activities of individual constituent entities of the Russian Federation is the key to the effective implementation of the scientific and technological development strategy of the region and the country amidst uncertainty and sanctions. The research purpose is to identify regional trends and ranking assessment of the level of activity and performance of innovation activities of organizations in the Republic of Tatarstan. The ranking assessment is based on the indicators of innovation activity and performance for 2017-2021. The results of the research allow to speak about conditions necessary for the development of innovative activity and a high level of innovative activity and potential of organizations in the Republic of Tatarstan. The main development trends of innovation activity of organizations in the Republic of Tatarstan are outlined. The results of the study are of practical importance for optimizing the strategy of scientific and technological development of both the Republic of Tatarstan and the Volga Federal District as a whole.
Keywords: innovation, advanced technologies, innovative products, trends, innovative activity, ranking
JEL-classification: O31, O33, M21, R11, R12, R13
Введение
Современная экономика предъявляет особые требования к инновационному развитию организации, региона, страны как залогу устойчивого, эффективного развития в условиях неопределенности и санкций.
Факторы, направления, инструментарий, тенденции, проблемы инновационного развития региона определяют тематику одной из актуальных научных дискуссий. В качестве основного фактора выступает институциональная среда региона. «От качества и особенностей институциональной среды зависят интенсивность и результативность инновационной деятельности в регионе» [1]. «Качество региональных институтов положительно влияет на все характеристики инновационной деятельности российских регионов. Показатель институционального потенциала имеет высокую тесноту взаимосвязи с числом выданных патентов, числом разработанных передовых производственных технологий, числом используемых передовых производственных технологий, объемом инновационных товаров, работ, услуг; умеренную тесноту взаимосвязи с долей объема инновационных товаров, работ, услуг в ВРП; слабую тесноту взаимосвязи с инновационной активностью организаций» [2].
При этом одной из проблем инновационного развития регионов РФ ученые называют «формальный подход к созданию и управлению бизнес-инкубаторами и технопарками, отсутствие системной работы по интеграции бизнес-инкубаторов с промышленными партнерами» [3].
«Ключевое значение для инновационной деятельности бизнеса имеют получение субсидий, уровень конкуренции, размер компании и факторы региональной среды, включая объем ПИИ и выпуска новой продукции. Серьезными преградами для внедрения инноваций выступают низкое качество образования, коррупция и ограниченный доступ к финансированию» [4].
Не менее актуальной является научная дискуссия по проблемам достоверности оценки уровня активности и результативности инновационного развития регионов.
Богачев А. И. считает, что «большинство современных российских методик оценки инновационного развития регионов имеют рейтинговый характер, давая возможность через количественные оценки в агрегированном виде представить качественное состояние отдельных субъектов РФ. Однако существующие рейтинги имеют ограниченную эффективность за счет детерминированного набора факторов, включаемых в обследование инновационного развития региона. В результате достаточно сложно объективно оценить реальный уровень инновационного развития территории на основе применения одного конкретного инструмента» [5].
Матюгина Э.Г., Цап Н.Г., Клабукова А.А., Шишов А.В. для оценки инновационного потенциала используют показатели разработки передовых производственных технологий, поступления патентных заявок и выдачи охранных документов; для оценки инновационной активности - показатели использования объектов интеллектуальной собственности, передовых технологий, удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг [6].
Ильина И. Е., Золотых Н. И., Биткина И. В. предложили «сформировать Индекс патентной активности региона, позволяющий оценить восприимчивость организаций к внедрению новых технологических решений и создание инфраструктурных, кадровых и правовых условий для развития высокотехнологичного рынка в регионе». Отмечают, что «наибольший спад по количеству выданных патентов на изобретения относительно предыдущего года произошел в Республике Татарстан и Московской области — 26,9 % и 18,7 % соответственно. Основными причинами соответствующей тенденции являются снижение предпринимательской активности и общий экономический спад, связанный с влиянием новой коронавирусной инфекции и нестабильностью курса рубля; снижение востребованности результатов исследований и разработок со стороны государственного и предпринимательского секторов в связи с перераспределением ресурсов на решение оперативных задач и выполнение иных социальных обязательств» [7].
«Татарстан стабильно занимает ведущие позиции в Российской Федерации по количеству поданных заявок на изобретения и входит в число регионов с наибольшим количеством ежегодно подаваемых заявок на изобретения» [8]. «Республика Татарстан входит в рейтинг субъектов Российской Федерации с наибольшим значением коэффициента изобретательской активности с учетом заявок на полезные модели и в 2021 г. занимает 5-е место, уступая г. Москва, г. Санкт-Петербург, Томской и Ульяновской областям». «Низкая изобретательская активность организаций Республики Татарстан показывает отношение товаропроизводителей и научной сферы к инновациям и интеллектуальной собственности, то есть к развитию своих производств: нет инноваций, нет интеллектуальной собственности, нет вклада в валовый региональный продукт» [8].
«Опыт Республики Татарстан представляет особый интерес, так как это лидирующий регион в развитии инновационного потенциала» [9]. «В Республике Татарстан находятся две особых экономических зоны – «Алабуга» и «Иннополис» и одна территория опережающего социально-экономического развития – «Набережные Челны» [9].
Республика Татарстан входит в тройку лидеров по субиндексам: социально-экономические условия инновационной деятельности, инновационная деятельность, экспортная активность, качество инновационной политики [10]. По уровню развития государственно-частного партнерства Республика Татарстан представлена по кластеру 2 - «Догоняющие регионы» [11].
«В Республике Татарстан статус инновационного получил кластер латеральной структуры, ориентированный на химию и машиностроение «Иннокам», который сегодня является крупнейшим кластером России». «Кластер «Иннокам» является даже в условиях кризиса инвестиционно привлекательным для иностранного капитала. На его территории расположена крупнейшая в России особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга», предоставляющая существенные налоговые преференции иностранным инвесторам, предлагающим разместить там заводы, носящие инновационный характер для Татарстана. Здесь размещено производство заводов «Форд», «Армстронг», «Интерскол» (единственный в России производитель электроинструмента), «Сапфир» (поставщик стекла для гаджетов компании APPLE, Хайер и многих других)» [12].
«Сырьевая ориентация экономики Татарстана приводит к торможению развития человеческого капитала и порождает дефицит квалифицированных кадров для инновационной экономики». При этом «в Татарстане создана стабильно функционирующая инфраструктура, успешно реализуются федеральные и региональные программы, приоритетную основу которых составляют мероприятия, ориентированные на развитие инновационной экономики» [13].
Зайнуллина Д.Р. считает, что «быстрота и успешность формирования инновационной среды зависят от проводимой инвестиционной политики, создающей условия для инновационного развития». «Республика является самым привлекательным регионом для иностранных инвесторов среди субъектов Поволжского федерального округа, поэтому обладает всеми предпосылками активизации инновационного процесса». При этом «недостаточные условия для коммерциализации инноваций являются одним из сдерживающих факторов на пути инновационного развития» [14].
«При формировании региональной инновационной политики Татарстана особое внимание необходимо уделить: решению финансовых и законодательных проблем, совершенствованию методов и способов внедрения инноваций; дальнейшему развитию системы бизнес-инкубаторов и технопарков; развитию венчурного финансирования; обеспечению государственной финансовой поддержки со стороны республики; поддержке взаимодействия крупного и малого бизнеса в сфере инноваций» [14].
Гареева Н.А., Галеева Е.И. прогнозируют к 2027 «постепенное сокращение убытка от реализации инновационной продукции. Валовая прибыль от реализации инновационной продукции в Республике Татарстан имеет тенденцию к снижению в прогнозном периоде, что обусловлено проведением в республике значительного количества инновационных мероприятий социального характера». «В Республике Татарстан в прогнозном периоде с 2021 года наблюдаются отрицательные значения показателей рентабельности инновационной деятельности, что обусловлено падением валовой прибыли от реализации инновационной продукции». «Темп роста валовой прибыли от реализации инновационной продукции опережает темп роста объема производства инновационных товаров, работ, услуг (х 0 ) в периоде после достижения точек бифуркации (верхние ветви), что свидетельствует об отложенном экономическом эффекте и следует рассматривать как позитивную тенденцию» [15].
Ученые пришли к выводу «о наличии существенных резервов инновационного развития в современных условиях у большинства регионов страны, включая и регионы-лидеры», в частности «на 5 % в Республике Татарстан». Прогнозируют «сохранение значительного отрыва от ряда субъектов РФ» [16].
«Экономический рост республики также обеспечен дальнейшим эффективным развитием индустриальных парков, технопарков, промышленных площадок» [17]. Учеными «предлложена кибернетическая модель территориального развития Республики Татарстан, фундаментом которой является сбалансированная поддержка и стимулирование предприятий республики, формирование платформы информационного обмена (цифровизация данных и процессов) как между предприятиями Татарстана разных муниципальных образований, так и между институтами науки и бизнеса, что в результате направлено на совершенствование инновационной инфраструктуры региона в целях удовлетворения требований рынка» [17].
Зайнуллина Д.Р., Сиразетдинов Р.М., Галявиев Б.И. считают, что Республика Татарстан «обладает мощным научно-техническим потенциалом, многопрофильность научных учреждений в сочетании с развивающимися информационными технологиями создает благоприятные предпосылки для создания сложных научно-технических продуктов и систем». Вместе с тем, «инновационная деятельность в Республике Татарстан испытывает некоторые трудности, специфика которых заключается в том, что у предприятий имеют место значительные заделы в области фундаментальной науки и технологий, высококвалифицированные кадры и уникальная научно-производственная база. Однако имеет место недостаточная ориентация на реализацию инновационного потенциала в сфере научных достижений на производстве» [18].
Опираясь на результаты проведенных исследований проведем оценку основных тенденций инновационной деятельности в Республике Татарстан.
Цель исследования - выявление региональных тенденций и рейтинговая оценка уровня активности и результативности инновационной деятельности организаций Республики Татарстан.
Научную новизну исследования определяет минимальный набор критериев оценки активности и результативности инновационной деятельности, позволяющий оперативно формировать рейтинг организаций в масштабах отдельной отрасли, муниципального образования, региона, страны по единой базе статистических показателей без существенных затрат.
В рамках исследования выдвинута гипотеза о том, что Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по уровню активности и результативности инновационной деятельности как в масштабах Приволжского федерального округа, так и в масштабах Российской Федерации в целом при наличии положительных и отрицательных тенденций.
Материалы и методы исследования
Для выявления региональных тенденций проведен статистический анализ активности и результативности инновационной деятельности организаций Республики Татарстан с применением методов группировки и сравнения.
Рейтинговая оценка уровня активности и результативности инновационной деятельности Республики Татарстан относительно субъектов Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом проведена методом суммирования мест.
В качестве критериев рейтинговой оценки уровня активности инновационной деятельности организаций региона выбраны следующие статистические показатели:
- уровень инновационной активности организаций;
- доля организаций, осуществлявших технологические инновации;
- доля разработанных передовых производственных технологий;
- доля использованных передовых производственных технологий;
- доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.
В качестве критериев рейтинговой оценки уровня результативности инновационной деятельности организаций региона выбран статистический показатель доли инновационных товаров, работ, услуг.
Информационной базой послужили данные Росстата [19] за 2017-2021 года.
Результаты исследования
Инновационную активность Республики Татарстан характеризует, прежде всего, удельный вес организаций региона, занимающихся инновационной деятельностью (таблица 1).
Таблица 1
Оценка инновационной активности организаций Республики Татарстан
Субъект
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2017 г.,
п.п.
|
2021 г. к 2020 г.,
п.п.
|
Российская
Федерация, %
|
14,6
|
12,8
|
9,1
|
10,8
|
11,9
|
-2,7
|
+1,1
|
Приволжский
федеральный округ, %
|
14,3
|
13,3
|
11,6
|
15,5
|
16,7
|
+2,4
|
+1,2
|
Республика Татарстан, %
|
31,7
|
21,5
|
17,4
|
24,9
|
29,0
|
-2,7
|
+4,1
|
Отклонение от среднего уровня по ПФО, п.п.
|
+17,5
|
+8,3
|
+5,8
|
+9,4
|
+12,3
|
-5,1
|
+2,9
|
Отклонение от среднего уровня по РФ, п.п.
|
+17,1
|
+8,7
|
+8,3
|
+14,1
|
+17,1
|
0
|
+3,0
|
За 2018-2019 гг. уровень инновационной активности существенно снизился по всем анализируемым позициям: по организациям Республика Татарстан, а также в целом по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. За 2020-2021 гг. уровень инновационной активности организаций вырос по РФ на 2 п.п., не достигнув уровня 2017 г. на 2,7 п.п., по Приволжскому федеральному округу - на 5,1 п.п., превысив уровень 2017 г. на 2,4 п.п., по организациям Республика Татарстан - на 11,6 п.п., не достигнув уровня 2017 г. на 2,7 п.п.
«По данным 2021 г. наивысший уровень инновационной активности организаций выявлен в Приволжском ФО» [20] при наличии превышения среднего уровня по РФ на 4,8 п.п.
Уровень инновационной активности организаций Республики Татарстан по итогам 2021 г. составил 29%, что выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу на 12,3 п.п. и уровня по Российской Федерации - на 17,1 п.п. Республика Татарстан является лидером по уровню инновационной активности организаций не только в Приволжском федеральном округе, но и в Российской Федерации в целом.
Оценка доли организаций Республики Татарстан, осуществлявших технологические инновации, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка доли организаций Республики Татарстан, осуществлявших технологические инновации
Субъект
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2017 г.,
п.п.
|
2021 г. к 2020 г.,
п.п.
|
Российская
Федерация, %
|
20,8
|
19,8
|
21,6
|
23,0
|
23,0
|
+2,2
|
0,0
|
Приволжский
федеральный округ, %
|
19,9
|
20,2
|
22,5
|
27,1
|
27,2
|
+7,3
|
+0,1
|
Республика Татарстан, %
|
33,2
|
31,8
|
26,5
|
37,1
|
41,1
|
+7,9
|
+4,0
|
Отклонение от среднего уровня по ПФО, п.п.
|
+13,3
|
+11,6
|
+4,0
|
+10,0
|
+13,9
|
+0,6
|
+3,9
|
Отклонение от среднего уровня по РФ, п.п.
|
+12,4
|
+12,0
|
+4,9
|
+14,1
|
+18,1
|
+5,7
|
+4,0
|
По итогам 2021 г. максимальная доля организаций, осуществлявших технологические инновации, выявлена в Приволжском федеральном округе (27,2%), в частности в Республике Татарстан - 41,1%. В целом по Российской Федерации лидирующие позиции занимает Ростовская область (Южный федеральный округ) - 43%. Республика Татарстан лишь незначительно отстаёт от лидера (-1,9 п.п.).
В динамике за период исследования с 2017 г. доля организаций, осуществлявших технологические инновации, по РФ выросла на 2,2 п.п., по Приволжскому федеральному округу - на 7,3 п.п., в частности по Республике Татарстан - на 7,9 п.п.
По уровню данного показателя Республика Татарстан опережает средний уровень по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации на протяжении всего периода исследования, в частности в 2021 г. на 13,9 п.п. превышен уровень по округу, на 18,1 п.п. - по стране в целом.
Оценка разработки передовых производственных технологий в Республике Татарстан представлена в таблице 3.
Таблица 3
Оценка разработки передовых производственных технологий в Республике Татарстан
Субъект
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Изменение за период
|
Темп роста, %
|
Российская
Федерация, ед.
|
1402
|
1565
|
1620
|
1989
|
2186
|
+784
|
155,92
|
Приволжский
федеральный округ, ед.
|
226
|
264
|
219
|
323
|
333
|
+107
|
147,35
|
Республика Татарстан, ед.
|
57
|
43
|
54
|
65
|
74
|
+17
|
129,82
|
Доля в общем объеме по ПФО, %
|
25,22
|
16,29
|
24,66
|
20,12
|
22,22
|
-3,00
|
х
|
Доля в общем объеме по РФ, %
|
4,07
|
2,75
|
3,33
|
3,27
|
3,39
|
-0,68
|
х
|
«За 2017-2021 гг. количество разработанных передовых производственных технологий выросло в целом по РФ на 784 ед. или 56%» [20]. Более медленные темпы роста числа разработанных передовых производственных технологий имеют место в Приволжском федеральном округе (+107 ед. или +47,35%), в частности в Республике Татарстан (+17 ед. или +29,82%).
По итогам 2021 г. из общего числа разработанных в России передовых производственных технологий более 15% разработано в организациях Приволжского федерального округа, в частности более 3% - в организациях Республики Татарстан. Из общего числа передовых производственных технологий, разработанных в Приволжском федеральном округе, более 22% разработано в организациях Республики Татарстан.
При этом за период исследования отмечено незначительное снижение доли участия организаций Республики Татарстан в процессе разработки передовых производственных технологий: по Приволжскому федеральному округу - на 3 п.п., по Российской Федерации - на 0,68 п.п.
По данному показателю в 2021 г. Республика Татарстан занимет 1 место в Приволжском федеральном округе и 8 место по Российской Федерации в целом (лидирует г. Москва - 421 ед. или более 19% от общего объема по РФ).
Оценка использования передовых производственных технологий в Республике Татарстан представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оценка использования передовых производственных технологий в Республике Татарстан
Субъект
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Изменение за период
|
Темп роста, %
|
Российская
Федерация, тыс. ед.
|
240,1
|
254,9
|
262,6
|
242,9
|
256,6
|
+16,5
|
106,87
|
Приволжский
федеральный округ, тыс. ед.
|
65,0
|
76,2
|
76,9
|
70,1
|
73,3
|
+8,3
|
112,77
|
Республика Татарстан, тыс. ед.
|
7,6
|
7,7
|
8,3
|
7,2
|
6,7
|
-0,9
|
87,98
|
Доля
в общем объеме по ПФО, %
|
11,77
|
10,09
|
10,79
|
10,24
|
9,18
|
-2,59
|
х
|
Доля в общем объеме по РФ, %
|
3,17
|
3,02
|
3,16
|
2,96
|
2,61
|
-0,55
|
х
|
По количеству использованных передовых производственных технологий ситуация в Республике Татарстан иная. С 2017 г. число технологий снизилось на 0,9 тыс. ед. или на 12,02%, не смотря на то, что «количество использованных передовых производственных технологий выросло в целом по РФ на 16,5 тыс. ед. или 7%. Более быстрые темпы роста отмечены в Приволжском ФО (113%)» [20].
Снижается и доля участия организаций Республики Татарстан в процессе использования передовых производственных технологий: по Приволжскому федеральному округу - на 2,59 п.п., по Российской Федерации - на 0,55 п.п. В общем объеме используемых в России передовых производственных технологий по итогам 2021 г. доля Приволжского федерального округа составляет 28,6%, доля Республики Татарстан - 2,6%.
За 2017-2021 гг. лидером по данному показателю в Приволжскомо федеральномо округе является Пермский край. По итогам 2021 г. лидирует в целом по Российской Федерации Свердловская область (16 455 ед. или 6,4% от общего объема по РФ).
Оценка доли затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров, работ, услуг в Республика Татарстан представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка доли затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров, работ, услуг в Республика Татарстан
Субъект
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2017 г.,
п.п.
|
2021 г. к 2020 г.,
п.п.
|
Российская
Федерация, %
|
2,4
|
2,1
|
2,1
|
2,3
|
2,0
|
-0,4
|
-0,3
|
Приволжский
федеральный округ, %
|
3,1
|
3,0
|
2,9
|
3,6
|
3,3
|
+0,2
|
-0,3
|
Республика Татарстан, %
|
3,5
|
4,5
|
3,3
|
5,0
|
4,7
|
+1,2
|
-0,3
|
Отклонение от среднего уровня по ПФО, п.п.
|
+0,4
|
+1,5
|
+0,4
|
+1,4
|
+1,4
|
+1,0
|
0
|
Отклонение от среднего уровня по РФ, п.п.
|
+1,1
|
+2,4
|
+1,2
|
+2,7
|
+2,7
|
+1,6
|
0
|
По доле затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров, работ, услуг Республика Татарстан в 2021 г. занимает 3 место в Приволжском федеральном округе после Кировской области (9,2% - лидер по РФ в целом) и Нижегородской области (8,3%) и 6 место по Российской Федерации. Отставание Республики Татарстан от лидера составляет 4,5 п.п.
При наличии отрицательной тенденции за 2021 г. доля затрат на инновационную деятельность имеет низкий уровень в целом по РФ (2%), в том числе при незначительном превышении - по Приволжскому федеральному округу (3,3%), в частности - Республике Татарстан (4,7%).
Доля инновационных товаров, работ, услуг является одним из критериев оценки результативности инновационной деятельности организаций региона (таблица 6).
Таблица 6
Оценка доли инновационных товаров, работ, услуг в Республике Татарстан
Субъект
|
2017
г. |
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2017 г.,
п.п.
|
2021 г. к 2020 г.,
п.п.
|
Российская
Федерация, %
|
7,2
|
6,5
|
5,3
|
5,7
|
5,0
|
-2,2
|
-0,7
|
Приволжский
федеральный округ, %
|
13,3
|
13,3
|
11,3
|
11,3
|
10,3
|
-3,0
|
-1,0
|
Республика Татарстан, %
|
19,6
|
20,9
|
18,1
|
18,1
|
18,3
|
-1,3
|
+0,2
|
Отклонение от среднего уровня по ПФО, п.п.
|
+6,3
|
+7,6
|
+6,8
|
+6,8
|
+8,0
|
+1,7
|
+1,2
|
Отклонение от среднего уровня по РФ, п.п.
|
+12,4
|
+14,4
|
+12,8
|
+12,4
|
+13,3
|
+0,9
|
+0,9
|
Республика Татарстан отличается высоким удельным весом инновационных товаров, работ, услуг (18,3% при снижении с 2017 г. на 1,3 п.п.). Не смотря на наличие отрицательной тенденции, по итогам 2021 г. уровень показателя в Республике Татарстан существенно превышает средний уровень по Приволжскому федеральному округу (+8 п.п.) и средний уровень по Российской Федерации в целом (+13,3 п.п.).
По уровню данного показателя Республика Татарстан занимает 2 место как в Приволжском федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом после Республики Мордовия, где по данным 2021 г. зафиксирован максимальный в России удельный вес инновационных товаров, работ, услуг (24,5%).
В результате проведенного исследования обозначена позиция Республики Татарстан по уровню активности и результативности инновационной деятельности за 2021 г. в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа и субъектов Российской Федерации в целом (таблица 7).
Рейтинговая оценка проведена методом суммирования мест по следующим критериям:
1 - уровень инновационной активности организаций;
2 - доля организаций, осуществлявших технологические инновации;
3 - доля разработанных передовых производственных технологий;
4 - доля использованных передовых производственных технологий;
5 - доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
6 - доля инновационных товаров, работ, услуг.
Таблица 7
Республика Татарстан в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа и Российской Федерации по уровню активности и результативности инновационной деятельности за 2021 г.
Охват субъектов РФ
|
Критерии
оценки (место)
|
Сумма
мест
|
Рейтинг
(место)
| |||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
| |||
Татарстан
в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа [21]
|
1
|
1
|
1
|
5
|
3
|
2
|
13
|
1
|
Татарстан
в рейтинге субъектов Российской Федерации в целом
|
1
|
2
|
8
|
9
|
6
|
2
|
28
|
1
|
В рейтинге субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан является лидером. Республика Татарстан занимает 1 место по уровню инновационной активности организаций; доле организаций, осуществлявших технологические инновации; доле разработанных передовых производственных технологий.
По доле использованных передовых производственных технологий Республика Татарстан занимает 5 место; по доле затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг - 3 место; по доле инновационных товаров, работ, услуг - 2 место.
В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Татарстан является также лидером. Республика Татарстан занимает 1 место по уровню инновационной активности организаций; 2 место - по доле организаций, осуществлявших технологические инновации; 8 место - по доля разработанных передовых производственных технологий; 9 место - по доле использованных передовых производственных технологий; 6 место - по доле затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; 2 место - по доле инновационных товаров, работ, услуг.
Заключение
Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволяют сделать вывод о наличии положительных и отрицательных тенденций в инновационной деятельности организаций Республики Татарстан.
При наличии высокого, опрежающего уровня инновационного развития организаций Республики Татарстан, в том числе технологического в 2021 г. данный регион стал лидером инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации в целом.
Результаты исследования позволяют говорить о наличии в Республике Татарстан условий, необходимых для развития инновационной деятельности, и высоком уровне инновационной активности и инновационного потенциала организаций региона. Не смотря на это, инновационная деятельность организаций Республики Татарстан в современных условиях связана со следующими проблемами:
- в условиях санкций возможно дальнейшее существенное снижение инвестирования иностранного капитала в инновационные проекты Республики Татарстан;
- переориентация федерального и регионального бюджетов на финансирование первоочередных задач в условиях политической нестабильности, социальных проектов, что влечет сокращение финансирования инновационных проектов;
- недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности, что в условиях сокращения бюджетного финансирования и поступления иностранного капитала приобретает особую актуальность;
- проблемы коммерциализации инноваций, препятствующие более полной реализации научного инновационного потенциала и внедрению новаций в производство и иные сферы деятельности;
- после многолетней практики высокой инновационной активности организаций Татарстана в последние годы наблюдается тенденция снижения востребованности инноваций со стороны государства и бизнеса;
- проблема дефицита инновационных кадров.
Основным вектором развития инновационной деятельности организаций Республики Татарстан является активизация процессов разработки и использования передовых производственных технологий, рост уровня затрат на инновационную деятельность при достаточной государственной поддержке, что позволит повысить её результативность, увеличить долю инновационных товаров, работ, услуг.
Успешной реализации данных направлений будет способствовать:
- развитие государственно-частного партнерства при оптимальном соотношении бюджетного финансирования и частного капитала, в том числе субъектов малого бизнеса;
- упрощение процедур коммерциализации инноваций и сокращение сроков их внедрения в производство и иные сферы деятельности;
- мотивация востребованности инноваций со стороны государственных органов, крупного и малого бизнеса;
- стимулирование развития инновационной деятельности в сфере среднего и малого бизнеса без ограничения по отраслям экономики, что позволит сместить акценты с крупных промышленных объектов и уйти от практики адресного финасирования исключительно крупных инновационных проектов;
- переориентация образовательных учреждений на современные запросы инновационной экономики путем уточнения содержания формируемых профессиональных компетенций;
- цифровизация положительного опыта, создание условий для информационного обмена на единой цифровой платформе, что будет максимально полезным для развития инновационной деятельности во всех регионах РФ.
Экономическое обоснование направлений оптимизации инновационной деятельности организаций Республики Татарстан определяет тематику дальнейших исследований.
References:
Avilova V.V. (2021). Strategiya klasterizatsii ekonomiki regiona kak osnova ego innovatsionnogo razvitiya (na primere Respubliki Tatarstan) [The strategy of clustering the region's economy as the basis of its innovative development (on the example of the Republic of Tatarstan)] Russia: Trends and Development Prospects. 901-902. (in Russian).
Bogachev A.I. (2020). Metodologicheskie osnovy kompleksnoy otsenki innovatsionnogo razvitiya regionalnoy ekonomiki [Methodological bases of integrated assessment of innovative development of regional economy]. Bulletin NGII. (4(107)). 84-95. (in Russian).
Bondarenko V.V., Chakaev R.R., Leskina O.N., Tanina M.A., Yudina V.A., Kharitonova T.V. (2018). Rol regionalnyh institutov razvitiya v povyshenii innovatsionnogo potentsiala subektov Rossiyskoy Federatsii [The role of regional development institutions in enhancing the innovation potential of the constituent entities of the Russian Federation]. Regional Economics: Theory and Pactice. 16 (1). 83-100. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.1.83.
Cherednichenko L.G., Gubarev R.V., Dzyuba E.I., Fayzullin F.S. (2020). Tselevoe upravlenie innovatsionnym razvitiem regionov Rossii [Targeted management of innovative development of Russian regions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 36 (2). 319-350. (in Russian). doi: 10.21638/spbu05.2020.207.
Davidson N., Mareev O., Pushkarev A. (2018). Vliyanie vneshnikh faktorov na innovatsionnuyu aktivnost rossiyskikh firm [Influence of external factors on innovation activity of Russian firms]. Foresight. 12 (3). 62-72. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.62.72.
Gareeva N.A. (2021). Sravnitelnyy analiz innovatsionnyh profiley liderov regionalnyh ekonomicheskikh sistem [Comparative analysis of innovative profiles leaders of regional economic systems]. Regionalnye problemy. (11(133)). 42-47. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2021-11-42-47.
Gareeva N.A., Galeeva E.I. (2021). Prognozirovanie innovatsionnogo razvitiya Privolzhskogo federalnogo okruga s pomoshchyu sinergeticheskoy modeli [Forecasting the innovative development of the Volga region federal district using a synergetic model]. Regional problems of transforming the economy. (10). 139-147. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2021-10-139-147.
Ilyina I.E., Zolotyh N.I., Bitkina I.V. (2022). Patentnaya aktivnost regiona kak drayver razvitiya ekonomiki Rossii [Patent activity of the region as a driver of development of the Russian economy]. Upravlenie naukoy i naukometriya. 17 (1). 10-36. (in Russian). doi: 10.33873/2686-6706.
Khilalova D.V., Salimov R.I. (2022). Monitoring patentnoy aktivnosti kak osnova nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya regiona [Monitoring of patent activity as the basis of scientific and technological development of the region]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (3). 33-37. (in Russian).
Loginova T.P. (2019). Analiz institutsionalnyh faktorov innovatsionnogo razvitiya regiona [Analysis of institutional factors innovative development of the region]. ASR: Economics and Management. 8 (2(27)). 219-222. (in Russian). doi: 10.26140/anie-2019-0802-0054.
Matyugina E.G., Tsap N.G., Klabukova A.A., Shishov A.V. (2020). Innovatsionnyy potentsial territoriy [Innovation potential of territories]. International Research Journal. (5(95)). 64-69. (in Russian). doi: 10.23670/IRJ.2020.95.5.048.
Pelevin O.V. (2020). Voprosy territorialnogo razvitiya Respubliki Tatarstan na osnove innovatsionnogo podkhoda [Issues of territorial development of the Republic of Tatarstan based on an innovative approach]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 11 (4). 20-29. (in Russian). doi: 10.1828 87/2542-0461.
Semenova N.N. (2020). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnom razvitii rossiyskoy ekonomiki [Public-private partnership in the innovative development of the Russian economy]. Economy. Taxes. Law. 13 (3). 59-69. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X‐2020-13-3-59-69.
Shalaeva L.V. (2022). Otsenka innovatsionnoy aktivnosti rossiyskikh organizatsiy v razreze federalnyh okrugov [Innovative activity of Russian companies in the context of federal districts]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2821-2834. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116299.
Shalaeva L.V. (2023). Otsenka aktivnosti i rezultativnosti innovatsionnoy deyatelnosti organizatsiy v razreze subektov Privolzhskogo federalnogo okruga [Assessment of innovation activity and performance of organisations in the constituent entities of the Volga Federal District]. Creative Economy. 17 (1). (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.1.116626.
Strekalova G.R. (2020). Innovatsionnye vyzovy i vozmozhnosti ikh realizatsii na primere Respubliki Tatarstan [Innovative challenges and opportunities for their implementation on the example of the Republic of Tatarstan]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 793-804. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.100919.
Tereschenko D.S. (2018). Institutsionalnye faktory innovatsionnyh protsessov v rossiyskikh regionakh [Institutional factors of innovative processes in Russian regions]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 12 (2). 55-62. (in Russian). doi: 10.14529/em180206.
Yashin S.N., Yashina N.I., Zakharova Yu.V. (2019). Analiz problem formirovaniya i razvitiya innovatsionnoy infrastruktury promyshlennyh regionov RF [Analysis of problems of formation and development of innovative infrastructure of industrial regions of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 801-812. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40919.
Zaynullina D.R. (2019). Kriticheskiy analiz innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan [Critical analysis of innovative development of the Republic of Tatarstan]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 823-832. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.41066.
Zaynullina D.R., Sirazetdinov R.M., Galyaviev B.I. (2017). Teoreticheskie predposylki razvitiya innovatsionnoy politiki Respubliki Tatarstan [Theoretical prerequisites for development of innovation policy of the Republic of Tatarstan]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (23). 3739-3750. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.23.38614.
Страница обновлена: 27.05.2025 в 17:51:08